Поиск
Последние темы
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 1, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 1 Нет
Больше всего посетителей (160) здесь было Вс Май 17, 2015 10:58 pm
ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ОГОНЬ
Страница 1 из 1
ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ОГОНЬ
ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ОГОНЬ
По сведениям из Псковской губернии, зажигать купальский огонь на земле нельзя. Поэтому на вершине дерева или шеста закреплялт колесо, обод от колеса, пук соломы, смоляную бочку или поднимали вверх вёдра со смоляками (пнями), которые и поджигали. В ряде мест шест с горящим факелом молодёжь носила по деревне, а затем выходила с ним в ржаные поля. За деревней нередко встречались несколько таких групп молодёжи, вышедших из соседних сёл, которые объединялись и устраивали совместные гулянья. Случалось, что каждый участник шествия нёс подобный факел в руках. Хождения по полям сопровождалось песнями, которые в совокупности с огненными факелами рассматривались местными жителями как действенное средство против нечистой силы. Таким образом, говорили крестьяне, «ведьму гоняли купальскую»:
Иван ды Марья, ны гары Купальня.
Там девки шли навоз рызбивали, зямляю пыджигали.
Гари, ведьма, гари, зыкликуха,
Каров зыкликала, малоки отбирала.
В ряде мест был известен обычай пускать вниз с холма или возвышенности горящее колесо, смоляную бочку. Ещё в XVII веке старец Григорий писал в челобитной царю Алексею Михайловичу: «Тако же о рождестве Иоанна Предтечи всю нощь бесятся, бочки дехтярные зажигают и з гор катают, и веники зажегши скачут».
Пепел и головешки от Купальского костра молодёжь разбрасывала «на все стороны». В Смоленской губернии это делали для избавления от ведьм, действие сопровождалось словами: «Выйди, ведьма, с нашего жита, а не выйдешь – глаза выжгу». Псковичи, рассеивая пепел, говорили: «Радись, хлеб, дле наших малых дятей». Аграрно-магическую направленность действия подтверждает локальный обычай раскладывать головешки на капустные грядки; считалось, что в этом случае гусеницы не испортят молодых побегов
По сведениям из Псковской губернии, зажигать купальский огонь на земле нельзя. Поэтому на вершине дерева или шеста закреплялт колесо, обод от колеса, пук соломы, смоляную бочку или поднимали вверх вёдра со смоляками (пнями), которые и поджигали. В ряде мест шест с горящим факелом молодёжь носила по деревне, а затем выходила с ним в ржаные поля. За деревней нередко встречались несколько таких групп молодёжи, вышедших из соседних сёл, которые объединялись и устраивали совместные гулянья. Случалось, что каждый участник шествия нёс подобный факел в руках. Хождения по полям сопровождалось песнями, которые в совокупности с огненными факелами рассматривались местными жителями как действенное средство против нечистой силы. Таким образом, говорили крестьяне, «ведьму гоняли купальскую»:
Иван ды Марья, ны гары Купальня.
Там девки шли навоз рызбивали, зямляю пыджигали.
Гари, ведьма, гари, зыкликуха,
Каров зыкликала, малоки отбирала.
В ряде мест был известен обычай пускать вниз с холма или возвышенности горящее колесо, смоляную бочку. Ещё в XVII веке старец Григорий писал в челобитной царю Алексею Михайловичу: «Тако же о рождестве Иоанна Предтечи всю нощь бесятся, бочки дехтярные зажигают и з гор катают, и веники зажегши скачут».
Пепел и головешки от Купальского костра молодёжь разбрасывала «на все стороны». В Смоленской губернии это делали для избавления от ведьм, действие сопровождалось словами: «Выйди, ведьма, с нашего жита, а не выйдешь – глаза выжгу». Псковичи, рассеивая пепел, говорили: «Радись, хлеб, дле наших малых дятей». Аграрно-магическую направленность действия подтверждает локальный обычай раскладывать головешки на капустные грядки; считалось, что в этом случае гусеницы не испортят молодых побегов
Re: ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ОГОНЬ
СИМВОЛ СОЛНЦА
Разжигание костров в канун дня летнего солнцестояния, форма костров (колесо, бочка на шесте), сжигаемый материал (солома) дают возможность говорить о купальском огне как о символе солнца, огня небесного. Огонь осмыслялся как очистительная сила, несущая свет и тепло и способствовавшая сохранению и развитию жизненной потенции. В XIX-XX веках обычай разжигать Купальский костёр у русских был распространён в основном в западных губерниях – Олонецкой, Петербургской, Псковской, Смоленской, а также встречался в Костромской губернии.
Разжигание костров в канун дня летнего солнцестояния, форма костров (колесо, бочка на шесте), сжигаемый материал (солома) дают возможность говорить о купальском огне как о символе солнца, огня небесного. Огонь осмыслялся как очистительная сила, несущая свет и тепло и способствовавшая сохранению и развитию жизненной потенции. В XIX-XX веках обычай разжигать Купальский костёр у русских был распространён в основном в западных губерниях – Олонецкой, Петербургской, Псковской, Смоленской, а также встречался в Костромской губернии.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Вс Сен 06, 2015 8:22 am автор Admin
» ВЫШНИЕ БОГИ
Вс Авг 09, 2015 7:58 am автор Admin
» ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЧНЁТСЯ С РОССИИ
Пт Авг 07, 2015 11:06 am автор Admin
» ВЕДЫ - ОТ СЛОВА «ВЕДАТЬ»
Чт Авг 06, 2015 7:49 am автор Admin
» Женщина в религии…
Чт Июн 04, 2015 6:20 pm автор Admin
» ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ИНОГО» МИРА
Пн Июн 01, 2015 5:59 pm автор Admin
» ТРАНСФОРМАЦИЯ ДРЕВНЕГО КАЛЕНДАРЯ
Чт Май 14, 2015 1:54 pm автор Admin
» ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТ ОБЩЕГО КОРНЯ
Чт Май 14, 2015 1:53 pm автор Admin
» НЕРАЗМЕННЫЙ РУБЛЬ
Чт Май 14, 2015 1:52 pm автор Admin