Поиск
Последние темы
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 2, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 2 Нет
Больше всего посетителей (163) здесь было Ср Окт 09, 2024 9:30 pm
ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ИНОГО» МИРА
Страница 1 из 1
ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ИНОГО» МИРА
ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ИНОГО» МИРА
О восприятии колядовщиков в народном сознании как представителей «чужого» мира свидетельствует их «пространственное закрепление» вне дома («своего» пространства). Обходчики не заходили в дом, в Новгородской губернии существовало представление о том, что Коляда в дом не ходит, она остаётся под окнами, а приглашать её в дом нельзя. Соответственно, колядовщики стояли под окном и дары получали тоже через окно. В текстах колядок сохранилось название окон, через которые подавали угощение: «заднее» - окно, служащее для выпускания дыма в курных избах и находящееся в углу у самого пола; «волоковое» - окно с волоком (задвижкой в виде ставня), выполняющее ту же функцию, что и заднее окно, а также в него подавали милостыню и спрашивали, кто пришёл в дом; «суднее» - волоковое или простое окно против устья печи над судной (посудной) лавкой, «печное».
Все эти типы окон, очевидно, соотносящиеся с печью, равно как и некоторые другие пространственные ориентиры внутри избы (дверь, люк в подпол, печные задвижки и заслонки, окна, порог), осмыслялись в традиционном сознании как границы между «своим» и «внешним» мирами. Открывание этих «границ» в обрядовой ситуации делало возможным осуществление контакта противостоящих «миров».
При отказе одарить колядовщиков или при проявлении хозяевами жадности неизбежно следовали формулы-угрозы, содержащие самые неприятные для крестьянина пожелания: от неурожая и увода скотины со двора до смерти в новом году. Скупые хозяева порицались, им желали неурожая, накликали на них засуху и всякие несчастья.В колядке говорилось:
Коляда, моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Ещё мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепёшки –
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведём корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведём деда,
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны.
О восприятии колядовщиков в народном сознании как представителей «чужого» мира свидетельствует их «пространственное закрепление» вне дома («своего» пространства). Обходчики не заходили в дом, в Новгородской губернии существовало представление о том, что Коляда в дом не ходит, она остаётся под окнами, а приглашать её в дом нельзя. Соответственно, колядовщики стояли под окном и дары получали тоже через окно. В текстах колядок сохранилось название окон, через которые подавали угощение: «заднее» - окно, служащее для выпускания дыма в курных избах и находящееся в углу у самого пола; «волоковое» - окно с волоком (задвижкой в виде ставня), выполняющее ту же функцию, что и заднее окно, а также в него подавали милостыню и спрашивали, кто пришёл в дом; «суднее» - волоковое или простое окно против устья печи над судной (посудной) лавкой, «печное».
Все эти типы окон, очевидно, соотносящиеся с печью, равно как и некоторые другие пространственные ориентиры внутри избы (дверь, люк в подпол, печные задвижки и заслонки, окна, порог), осмыслялись в традиционном сознании как границы между «своим» и «внешним» мирами. Открывание этих «границ» в обрядовой ситуации делало возможным осуществление контакта противостоящих «миров».
При отказе одарить колядовщиков или при проявлении хозяевами жадности неизбежно следовали формулы-угрозы, содержащие самые неприятные для крестьянина пожелания: от неурожая и увода скотины со двора до смерти в новом году. Скупые хозяева порицались, им желали неурожая, накликали на них засуху и всякие несчастья.В колядке говорилось:
Коляда, моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Ещё мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепёшки –
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведём корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведём деда,
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны.
Последний раз редактировалось: Admin (Пн Июн 01, 2015 6:00 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ИНОГО» МИРА
Словесные угрозы нередко переходили в конкретные бесчинства, совершаемые группами парней и наносящие значительный урон в хозяйстве. Неприятности такого рода не сулили ничего хорошего в течение всего года, так как, по традиционным представлениям, переходный период от старого года к новому определял судьбу на весь следующий годовой цикл (как встретишь новый год, так его и проведёшь).
Напротив, в случае правильного поведения хозяев и полного удовлетворения дарами колядующих, последние произносили слова-благопожелания, которые, по народным представлениям, обладали магической силой и выступали своего рода гарантом благополучия во всех областях крестьянской жизни. Основным было пожелание хорошего урожая, приплода скота, здоровья всех домочадцев, а также – скорой свадьбы взрослым детям хозяина и рождения детей молодожёнам.
После введения христианства, когда на праздники народного каледнаря наложились религиозные всё смешалось. День Рождества, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом – отстоят литургию, разговеются, а потом начинают бесшабашное веселье, которое заканчивалось поголовным пьянством и неизбежными в таких случаях бесчинствами и драками. Пили, согласно утверждению исследователя русских обычаев и традиций В.А.Нэю, очень много. В некоторых местах, якобы, существовал даже обычай, в силу которого каждый, кто хочет, будь то знакомый, незнакомый, русский, татарин, мордвин – всё равно, может зайти в любую избу и пить, сколько угодно. Причём, никто из хозяев не скажет ему ни слова. К концу дня обыкновенно все мужики за 25 лет еле ноги волочили, многие женщины тоже. Среди этого разливанного моря и ненасытного разгула отрадное исключение составляла только деревенская детвора (и отчасти парни и девушки), которые ходили по дворам и пели тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляли народные присказки.
Напротив, в случае правильного поведения хозяев и полного удовлетворения дарами колядующих, последние произносили слова-благопожелания, которые, по народным представлениям, обладали магической силой и выступали своего рода гарантом благополучия во всех областях крестьянской жизни. Основным было пожелание хорошего урожая, приплода скота, здоровья всех домочадцев, а также – скорой свадьбы взрослым детям хозяина и рождения детей молодожёнам.
После введения христианства, когда на праздники народного каледнаря наложились религиозные всё смешалось. День Рождества, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом – отстоят литургию, разговеются, а потом начинают бесшабашное веселье, которое заканчивалось поголовным пьянством и неизбежными в таких случаях бесчинствами и драками. Пили, согласно утверждению исследователя русских обычаев и традиций В.А.Нэю, очень много. В некоторых местах, якобы, существовал даже обычай, в силу которого каждый, кто хочет, будь то знакомый, незнакомый, русский, татарин, мордвин – всё равно, может зайти в любую избу и пить, сколько угодно. Причём, никто из хозяев не скажет ему ни слова. К концу дня обыкновенно все мужики за 25 лет еле ноги волочили, многие женщины тоже. Среди этого разливанного моря и ненасытного разгула отрадное исключение составляла только деревенская детвора (и отчасти парни и девушки), которые ходили по дворам и пели тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляли народные присказки.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вс Сен 06, 2015 8:22 am автор Admin
» ВЫШНИЕ БОГИ
Вс Авг 09, 2015 7:58 am автор Admin
» ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЧНЁТСЯ С РОССИИ
Пт Авг 07, 2015 11:06 am автор Admin
» ВЕДЫ - ОТ СЛОВА «ВЕДАТЬ»
Чт Авг 06, 2015 7:49 am автор Admin
» Женщина в религии…
Чт Июн 04, 2015 6:20 pm автор Admin
» ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ИНОГО» МИРА
Пн Июн 01, 2015 5:59 pm автор Admin
» ТРАНСФОРМАЦИЯ ДРЕВНЕГО КАЛЕНДАРЯ
Чт Май 14, 2015 1:54 pm автор Admin
» ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТ ОБЩЕГО КОРНЯ
Чт Май 14, 2015 1:53 pm автор Admin
» НЕРАЗМЕННЫЙ РУБЛЬ
Чт Май 14, 2015 1:52 pm автор Admin