Поиск
Последние темы
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 2, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 2 Нет
Больше всего посетителей (160) здесь было Вс Май 17, 2015 10:58 pm
КОЗУЛИ (Калядашки, Каракульки, Катушки, Козульки, Коньки, Копытца, Коровки, Коровушки, Крендельки, Овсеньки)
Страница 1 из 1
КОЗУЛИ (Калядашки, Каракульки, Катушки, Козульки, Коньки, Копытца, Коровки, Коровушки, Крендельки, Овсеньки)
КОЗУЛИ (Калядашки, Каракульки, Катушки, Козульки, Коньки, Копытца, Коровки, Коровушки, Крендельки, Овсеньки)
Обрядовое печенье из «белой» (пшеничной) или «чёрной» (ржаной) муки, испечённое чаще всего в форме коров, овец, лошадей. В северорусских губерниях были распространены также изображения оленей с рогами и птиц-уточек. В Сибири наряду с изображениями домашних животных из теста делали ещё фигурку пастуха. Нижегородские «каракульки» представляли собой нечто вроде баранок или кренделей.
Наиболее распространённый способ изготовления фигурок из теста – выпекание в печи. Однако ещё в 1930-е годы встречался более архаичный способ – варка теста: вылепленную фигурку опускали на несколько минут в кипящую воду, отчего форма закреплялась, и лишь потом фигурку ставили в печь. При таком способе печенье практически не изменяло свою первоначальную форму.
По большей части козули известны как рождественское или новогоднее печенье. Их изготовление всегда было приурочено к первому дню Рождества. Но в некоторых местных традициях, например, в Архангельской губернии, козули начинали печь с 21 ноября, а в ряде волостей Московской губернии фигурки из теста «коньки» пекли в Крещение.
Подобное печенье не являлось только принадлежностью только святочных обрядов. На Благовещенье и Чистый четверг в Воронежской губернии изготавливали «копытца» и «катушки», просто шарики из теста, в виде птиц – жаворонков – к празднику встречи весны. Под названием «козули» известны круглые лепёшки с яйцами в виде венков, в Костромской губернии их изготавливали для девушек к Семику.
В XIX-начале XХ века использование козуль в святочной обрядности имело разнообразную направленность. В значительном количестве этнографических записей этого времени указывается, что козули скармливали домашним животным, а также использовали в качестве дара-угощения для участников обходных обрядов.
«В первый день Рождества пекутся из теста фигуры баранов и коров. Часть этих фигур раздаётся колядующим, а часть остаётся скотине. Причём, корова получает одну фигурку коровы, а овце даются две-три. То есть, каждое животное получаетстолько фигур, сколько может принести приплоду. Во Внукове в первый день Рождества печётся ряд мелких коров, одна большая фигура коровы и две большие фигуры овец. Эти большие фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде фигурки и раздаёт скоту». (А.Б.Зернова, 1932) В Синьковской волости Московской губернии выпекаемых в Крещение «коньков» раздавали ребятишкам, которые бегали по избам и просили: «Подайте конька, золотого гребенька», но обязательно оставляли дома столько «коньков», сколько в хозяйстве было лошадей. После водосвятия печенье, смоченное святой водой, также скармливали лошадям. В Архангельской губернии ржаные козули наряду с калачами, ватрушками, пряниками и прочей выпечкой использовали как христославное. В Нижегородской губернии «каракульки» подавали «таусенщикам» - колядовщикам.
Обрядовое печенье из «белой» (пшеничной) или «чёрной» (ржаной) муки, испечённое чаще всего в форме коров, овец, лошадей. В северорусских губерниях были распространены также изображения оленей с рогами и птиц-уточек. В Сибири наряду с изображениями домашних животных из теста делали ещё фигурку пастуха. Нижегородские «каракульки» представляли собой нечто вроде баранок или кренделей.
Наиболее распространённый способ изготовления фигурок из теста – выпекание в печи. Однако ещё в 1930-е годы встречался более архаичный способ – варка теста: вылепленную фигурку опускали на несколько минут в кипящую воду, отчего форма закреплялась, и лишь потом фигурку ставили в печь. При таком способе печенье практически не изменяло свою первоначальную форму.
По большей части козули известны как рождественское или новогоднее печенье. Их изготовление всегда было приурочено к первому дню Рождества. Но в некоторых местных традициях, например, в Архангельской губернии, козули начинали печь с 21 ноября, а в ряде волостей Московской губернии фигурки из теста «коньки» пекли в Крещение.
Подобное печенье не являлось только принадлежностью только святочных обрядов. На Благовещенье и Чистый четверг в Воронежской губернии изготавливали «копытца» и «катушки», просто шарики из теста, в виде птиц – жаворонков – к празднику встречи весны. Под названием «козули» известны круглые лепёшки с яйцами в виде венков, в Костромской губернии их изготавливали для девушек к Семику.
В XIX-начале XХ века использование козуль в святочной обрядности имело разнообразную направленность. В значительном количестве этнографических записей этого времени указывается, что козули скармливали домашним животным, а также использовали в качестве дара-угощения для участников обходных обрядов.
«В первый день Рождества пекутся из теста фигуры баранов и коров. Часть этих фигур раздаётся колядующим, а часть остаётся скотине. Причём, корова получает одну фигурку коровы, а овце даются две-три. То есть, каждое животное получаетстолько фигур, сколько может принести приплоду. Во Внукове в первый день Рождества печётся ряд мелких коров, одна большая фигура коровы и две большие фигуры овец. Эти большие фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде фигурки и раздаёт скоту». (А.Б.Зернова, 1932) В Синьковской волости Московской губернии выпекаемых в Крещение «коньков» раздавали ребятишкам, которые бегали по избам и просили: «Подайте конька, золотого гребенька», но обязательно оставляли дома столько «коньков», сколько в хозяйстве было лошадей. После водосвятия печенье, смоченное святой водой, также скармливали лошадям. В Архангельской губернии ржаные козули наряду с калачами, ватрушками, пряниками и прочей выпечкой использовали как христославное. В Нижегородской губернии «каракульки» подавали «таусенщикам» - колядовщикам.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Вс Сен 06, 2015 8:22 am автор Admin
» ВЫШНИЕ БОГИ
Вс Авг 09, 2015 7:58 am автор Admin
» ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЧНЁТСЯ С РОССИИ
Пт Авг 07, 2015 11:06 am автор Admin
» ВЕДЫ - ОТ СЛОВА «ВЕДАТЬ»
Чт Авг 06, 2015 7:49 am автор Admin
» Женщина в религии…
Чт Июн 04, 2015 6:20 pm автор Admin
» ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ИНОГО» МИРА
Пн Июн 01, 2015 5:59 pm автор Admin
» ТРАНСФОРМАЦИЯ ДРЕВНЕГО КАЛЕНДАРЯ
Чт Май 14, 2015 1:54 pm автор Admin
» ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТ ОБЩЕГО КОРНЯ
Чт Май 14, 2015 1:53 pm автор Admin
» НЕРАЗМЕННЫЙ РУБЛЬ
Чт Май 14, 2015 1:52 pm автор Admin